Игровая сессия (ханчан) состоит из двух раундов: Восточного и Южного.
Каждый раунд состоит из 4-х раздач (в определенных случаях больше, но об этом позже).

Перед каждой игрой определяется:

  • Положение игроков относительно друг друга (то есть кто начинает игру на какой позиции – Восток, Юг, Запад, Север)
  • Кто является дилером вначале игры.

Перед каждой раздачей:

  • Строится стена
  • Определяется место разлома стены и обозначается Дора
  • Происходит раздача тайлов игрокам

1. Определение позиции и дилера

Берется 5 тайлов: , , , и

Они кладутся на стол лицом вниз и перемешиваются.

Игроки по очереди берут по одному тайлу. Если игрок берет Белого Дракона – он тянет еще один тайл.

После того, как тайлы разобраны, игроки размещают их следующим образом:
Место того игрока, который вытянул Белого Дракона – это место Востока.
Относительно этого места игроки распределяют места в соответствии с теми Ветрами, которые вытянули они. Кроме того игроки рассаживаются в соответствии с вытянутыми Ветрами. Размещение такое:

После этого игрок, вытянувший Восток, и сидящий на только что определенной позиции Востока, кидает кубики. Начиная счет с себя, он против часовой стрелки считает игроков до числа, которое выпало на кубиках. Игрок, на котором остановился счет, кидает кубики еще раз и считает точно также, начиная с себя.
Игрок, на которого укажет выпавшее число в этот раз – дилер (Восток) в первой раздаче. Места остальных игроков распределяются относительно него: игрок, сидевший по правую руку, будет Югом, игрок, сидевшим по левую – будет Севером, и игрок, сидевший перед ним – будет Западом.

Примечание. Приведенный выше способ определения позиций используется в 4 Winds Mahjong. Однако при игре с друзьями для экономии времени это правило можно опустить, например сделав так:
Игроки садятся как хотят, каждый из них кидает кубики. У кого выпало наибольшее число, тот – Восток.

Система определения позиций, используемая на Riichi Championship 2008

1. Один из игроков берет 4 тайла Ветров и два любых тайла мастей, один – четный, другой – нечетный.
2. Переворачивает тайлы рубашкой вверх и перемещивает.
3. Бросает один или два кубика.
4. Выкладывает тайлы одной линией (взакрытую!).
5. Переворачивает линию из тайлов.
6. Перекладывает тайлы мастей на края линии.
7. Если на кубиках было четное число, тогда он берет себе тайл Ветра, ближайшего к четному тайлу, если нечетное число – то к нечетному.
8. Остальные Ветра в линии распределяются по очереди остальным игрокам (против часовой стрелки), и игроки занимают позиции соответственно выбранным Ветрам. Игрок, у которого Восток – является Временным дилером.
9. Уже после построения стены (см. п.2) Временный дилер бросает кубики и считает против часовой стрелки начиная с себя. Игрок, на которого он укажет, будет дилером.

 

Пример:

Взяли:


Перемешали взакрытую, бросили кубик, на нем выпало “3”. Перевернули тайлы линией, получилось:


Переложили тайлы мастей на края:


“3” – нечетное, поэтому игрок берет себе
Остальным игрокам раздает:
Игроку по правую руку –
Игроку напротив –
Игроку по левую руку –
Игрок, получивший , остается на своем месте. Он – Временный дилер. Остальные игроки пересаживаются относительно него согласно своим Ветрам.

Перед дилером выкладывается указатель Ветра.

2. Постройка стены

Тайлы перемешиваются.
Каждый игрок строит перед собой стену, длиной в 17 тайлов, и высотой в 2.
Получившиеся стены сдвигаются друг к другу, образуя квадрат.

3. Определение места разлома и Доры

Дилер бросает кубики и считает против часовой стрелки, начиная с себя. Стена игрока, на которого указали кубики,

будет стеной с разломом.

Игрок, сидящий у этой стены, отсчитывает справа налево количество тайлов, соответствующее выпавшему на кубиках

числу, и немного отодвигает отсчитанные тайлы право (“разламывая стену”).

Он же отсчитывает 7 тайлов от разлома вправо. получившаяся стена из 14-ти тайлов будет Мертвой стеной.

В мертвой стене отсчитывается 3-й тайл от разлома и переворачивается. Это – индикатор Доры.

!!! Индикатор Доры указывает на тайл, который в игре будет считаться Дорой, то есть тайлом, присутствие которого в руке увеличивает еѐ стоимость.

Дорой будет следующий после индикатора тайл.

Если тайл – из Мастей, то Дорой будет тайл, следующий по порядку за индикатором. Например, индикатор – 2 соу – то

Дорой будет 3 соу,

индикатор – 7 пин – Дорой будет 8 пин.

После 9-ти идет 1, то есть если индикатор – 9 ман, то Дора – 1 ман.

В случае Достоинств Дора определяется на основе последовательностей:

 Зеленый Дракон – Красный Дракон – Белый Дракон

 Восток – Юг – Запад – Север

То есть если индикатор – Белый Дракон, то Дора – Зеленый Дракон.

Если индикатор – Запад, то Дора – Север.

И т.д. (в Словарике тайлы также представлены в правильной последовательности).

На рисунке у дилера на кубиках выпало 4.

Считаем стену разлома: 1.Восток – 2.Юг – 3.Запад – 4.Север. Таким образом, будет разбираться Северная стена (1).

Отсчитываем 4 с правого края стены (отсчет (2) показан красными цифрами) и разламываем стену (5).

Отсчитываем 7 тайлов от разлома вправо (недостающие 3 тайла (3) взяты из восточной стены), получаем Мертвую стену.

Переворачиваем 3-й от разлома тайл в Мертвой стене – это индикатор Доры (4) – 2 соу. Он указывает, что Дорой будет 3

соу.

Мертвая стена

На рисунке:

D – индикатор Доры

U – индикатор Ура-Доры. Этот индикатор открывается, если игрок выиграл с объявлением Риичи.

1, 2, 3, 4 – тайлы замены. При каждом объявлении Кана эти тайлы игроком берется тайл замены.

1, 2, 3, 4 – индикаторы Кан-Доры. При каждом объявлении Кана открывается новая Кан-Дора.

1, 2, 3, 4 – индикаторы Кан-Ура-Дор. Эти индикаторы открываются под открытыми Индикаторами Кан-Дор, если игрок
выиграл с объявлением Риичи.

4. Раздача тайлов

Раздача тайлов начинается от разлома стены по часовой стрелке (т.е. НЕ в сторону Мертвой стены), начиная с

Востока, по 4 тайла каждому игроку за раз.

Когда у всех игроков на руках по 12 тайлов, тайлы раздаются по одному каждому игроку. Таким образом, на руках

игроков по 13 тайлов.

После раздачи дилер берет 14-й тайл из стены.

На этом раздача заканчивается и начинается игра

 

 

Источник: riichi.ru (к сожаленю более недоступен)